Меню сайта

Архив сайта

Версия для слабовидящих

Поиск
























Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Болотова Зинаида Михайловна

участник конкурса  приоритетного национального проекта «Образование», 2008 год.

 

bolotova.JPG

После окончания в 1978 году историко-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического института приехала по распределению в г.Кунгур и была направлена в качестве учителя истории и обществознания и организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми в среднюю школу №10. Через 6 лет была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Мне присвоена  высшая категория по должности учитель, имею звание «Заслуженный учитель РФ», награждена знаком «Отличник народного просвещения».

 Средняя школа №10, основанная  в 1903 году, имеет богатейшую историю.  Сегодня школа насчитывает 905 учащихся и 57 учителей. Реагируя на вызовы времени, в условиях конкуренции и открытия в городе нового типа образовательного учреждения — лицея школа одна из первых перешла на профильное обучение.

  В 10-11 классах с 2000-2001 учебного года обучение осуществлялось с гуманитарным уклоном. В 2004-2005 учебном году в школе третьей ступени совершен переход на новый базисный учебный план 2004 года, открыт профильный социально-гуманитарный класс.

 Обучаю истории и обществознанию детей с 5 по 11 класс.

В 5-9 классах обучаю истории и обществознанию на базовом и предпрофильном уровне.

 В 10 и 11 профильных классах  работаю по программе профильного изучения истории, обществознания, права.

Мой взгляд на систему образования.

   Мы живем в 21 веке — веке глобализации, в быстро меняющемся мире. К  какой жизни готовить детей? Чему их учить? Вопросы, на которые точно сегодня никто не даст ответ. Однако вызовы 21 века, запросы личности, общества, государства заставляют искать ответы на поставленные вопросы.

Новый век, неоднозначный и динамичный, требует от человека таких качеств, как мобильность, креативность, коммуникабельность, умение вступать в диалог, умение совершать осознанный выбор. Изменения, происходящие в современной России, такие, как демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, о которых говорится в Стратегии развития России, расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей личности, актуализируют проблему готовности человека к выбору и самостоятельному  ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в котором они живут. Современное качество образования должно соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В своей деятельности учителя истории и обществознания главной целью считаю развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей.

   Достижение цели вижу через решение следующих основных задач:

  • Формировать представление о множестве миров истории, в том числе о мире «моей собственной» истории. Этот мир формируется индивидуальным разумом и волей личности, задача учителя — помочь, а не мешать, в противном случае наступит отчуждение не только от учителя, но и от истории. Главный метод в решении этой задачи — диалог с учениками.
  • Обучать истории и обществознанию интересно, увлекательно, на основе современных учебно-методических комплексов и современных технологий.
  • Воспитывать патриота своей Родины, развитую личность, умеющую противостоять порокам общества, способную интегрироваться в социокультурное сообщество, быть успешной как в трудовой деятельности, так и в личной жизни.
  • Реализовывать компетентностный подход в образовании через ключевые компетентности; обобщенные предметные умения; прикладные предметные умения; жизненные навыки.
  • Содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению базовых социальных компетентностей, становлению гражданского самосознания.

Методологический подход к обучению.

 Для достижения целей и решения задач  профильного обучения необходимо осмыслить новый методологический подход к преподаванию.

Сегодня в мировой историографии преобладает многофакторное понимание исторического процесса. Причем осью многофакторности является само общество, которое себя строит, творит, опираясь на объективно существующие обстоятельства и условия — как природные, так и созданные в ходе предшествующей человеческой деятельности. Ни один из факторов не может являться главным, определяющим на протяжении всей национальной истории.

Объективно-процессуальный подход к преподаванию истории в первом концентре сменяется субъективно-деятельностным  подходом во втором концентре, в котором учитывается активность не только субъекта в истории, но и субъекта познания, т.е. ученика, его права на собственный образ истории.

 Центральной становится проблема ценностей и идеалов. Цель: осознание необходимости овладения всем многообразием ценностных ориентаций мировых цивилизаций как великим культурным достоянием человечества. Вводится представление о наличии множества образов истории в культурах  разных цивилизаций и, соответственно, различных перспектив развития человечества. История разворачивается перед человеком как предпосылка его собственного бытия. Мир «моей собственной» истории формируется индивидуальным разумом и волей личности. Задача учителя — помочь, а не помешать.

 Человек в контексте истории мировых цивилизаций уже не герой и не носитель социальных качеств, а субъект диалога. Для того  чтобы такой диалог возник, надо дать почувствовать духовное напряжение бытия, культурный контекст, в котором человек живет и действует. Локальная история делает ситуацию исторического диалога более эмоциональной и напряженной, мобилизует индивидуальную память учащихся, чувство местного патриотизма. Она ставит перед выпускником вопросы: чье место я займу в этом городе? Какое наследство я готов принять, а от какого отказаться? Построение эффективной современной системы исторического образования предполагает определение оптимального баланса между историей всеобщей, национальной (российской), региональной и местной (локальной).

Использование современных технологий, методик в педагогической деятельности.

  В какую бы профессию ни пошел человек в будущем, он должен уметь общаться, уметь работать в группе, уметь ставить перед собой задачу, уметь достигать результата, не бояться конкуренции, реализовывать свою жизненную траекторию в условиях выбора.

Для решения  задач профильного обучения использую в своей работе технологию проблемного обучения, метод проектов, интерактивные методы, информационно-коммуникационные технологии.

  Технология проблемного обучения: я ставлю перед учащимися познавательные вопросы и задачи, которые содержат противоречия учебные или реальные. Противоречие вызывает затруднение при выработке ответа на него, требует не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, отличается относительной краткостью формулировки. В то же время учит  четко формулировать свою мысль, искать аргументы в доказательство своей позиции. Эти навыки очень важны в общении, а также при выполнении части «С» единого государственного экзамена по истории, при написании эссе в части «С» по обществознанию.

Конструирую учебное занятие по  «нарастающей»: последовательно погружаю школьников в суть учебной проблемы, актуализирую ранее полученные знания. Предъявляю новые источники информации, постепенно усложняю приемы познавательной деятельности, в конечном итоге подвожу учеников к собственным выводам и оценкам.

Я знаю, что очень важную роль играет эмоционально-чувственная сфера. Ребенок должен «проживать» события. Для этого ищу интересную формулировку темы урока в культурном контексте эпохи, чтобы она «задела за живое»; использую видеоряд, фрагменты первоисточников, перевоплощение в героев изучаемой эпохи, имитацию быта того времени и т.п. Предлагаю детям найти образ-символ изучаемой эпохи, сконструировать его с помощью компьютера или любыми другими способами и прокомментировать. Подобные задания они выполняют с большим удовольствием и впоследствии нередко делают по собственной инициативе.

  В классах третьей ступени, в соответствии с возрастными особенностями учащихся и спецификой профильного образования, преобладающим типом  урока считаю лекционно-семинарский метод, который в школе имеет ряд особенностей. Я выделяю первый уровень школьных лекций, сопровождаемых элементами диалога, видеорядом, работой по карте, анализом таблиц, диаграмм. В 10-м классе такой тип урока занимает до 50% учебного времени, в 11-м — 35%. Второй уровень — школьная лекция проблемного характера. На них отведено в 10-м классе до 25% учебного времени, в 11-м — до 35%. Приоритет данной формы преподавания вызван недостатком информации в школьных учебниках.

На семинарских занятиях происходит углубление и систематизация полученных знаний. Организую самостоятельную работу учащихся. Ученики ищут информацию, отбирают необходимый материал, классифицируют и обобщают его, овладевают методами рецензирования, критического сопоставления источников информации, навыками публичных выступлений, следуя этическим нормам ведения диалога. Все эти умения, по отзыву ребят, востребованы  в студенческой жизни.

 Провожу семинары-исследования, где предусматривается полностью самостоятельное изучение учащимися поставленной проблемы на основе использования источников, дополнительной литературы. Вот некоторые проблемы для исследования:

  • «Петр Первый: «Чудо» или «Чудовище»?» Какая яростная попытка одним махом решить все наболевшие проблемы! Попытка, достойная восхищения, но при этом удачная ли? Модернизировав часть общества, Петр оставил «за скобками» огромную часть страны, жившую по старинке».
  • «М.С.Горбачев: Разрушитель? Реформатор?» В декабре 1991 года не нашлось ни одного солдата, ни одного генерала, не говоря уже о народных массах, кто встал бы на защиту СССР, на защиту тех, кто не хотел распада государства. В это же время терял власть М.С.Горбачев, чье имя связано с перестройкой, демократией, введением многопартийности, отменой 6 статьи Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС, выводом советских войск из Афганистана. У него, его сторонников практически не оказалось защитников. Почему? Ведь им сделано столько полезного для страны».

      По изученной проблеме старшеклассники самостоятельно готовят презентации. На практических занятиях решают познавательные задачи, представляют результаты творческой деятельности или осваивают более сложные познавательные приемы изучения истории на основе ранее полученных знаний, сформированных умений и навыков. Задания на прогнозирование результатов или сравнительный анализ с использованием вариативных материалов способствуют формированию у школьников умений сопоставлять различные интерпретации  исторических явлений и формулировать свои мировоззренческие взгляды.

         С целью повышения эффективности учебной деятельности через коммуникативную работу в группах, парах, ролевые и деловые игры, уроки-диспуты и дебаты, применяю интерактивные технологии обучения. На таких уроках ученики являются равноправными участниками учебного процесса, действует принцип субъект-субъектных отношений.

С целью развития креативного мышления предлагаю творческие задания, рассчитанные на использование художественной литературы:

  • проанализировать социальную структуру общества на примере произведений русской и зарубежной литературы или живописи;
  • проиллюстрировать социальные роли примерами из художественной литературы;
  • политические деятели глазами героев художественных произведений.

       Интерактивные методы способствуют развитию критического и креативного мышления; формируют потребность высказывать собственное мнение и умение его отстаивать; развивают способности самостоятельно добывать знания и умения, применять их в практической деятельности; формируют способность ориентироваться в большом потоке информации. В процессе общения и обсуждения осуществляется мыслительная и предметная деятельность учащихся.

Реализуя компетентностный подход, освоила метод проектов, который способствует формированию критического и творческого мышления учащихся,  умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы — воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию. Учащиеся осваивают алгоритм работы над учебным проектом. С большим интересом ученики работали над проектами:

  • учебный проект: «История политических репрессий в г.Кунгуре»;
  • творческий проект: «Учительские династии школы» (экспозиция для школьного музея);
  • исследовательский проект: «Ценностные ориентации современной молодежи» (сравнение на примере анкетирования школьников, студентов колледжа и профессионального училища).

Исходя из  понимания педагогической технологии  как последователь-ной взаимосвязанной системы действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерного и последовательного воплощения на практике заранее спроектированного педагогического процесса, наверное, мож-но говорить о технологии портфолио. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

— поддерживать и стимулировать учебную мотивацию;

— поощрять  активность и самостоятельность учащихся, расширять возможности обучения и самообучения;

— развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.

Богатейшие возможности для дифференцированного обучения предоставляют современные информационно-коммуникационные технологии.

На уроках, факультативах, занятиях элективных курсов и курсах по выбору использую электронные учебники, мультимедийные презентации, Интернет-ресурсы.

  Мною разработан разнообразный оценочный материал: тематические тесты по курсам истории, обществознанию,  праву для первого и второго концентров; разнообразные типы дидактических и творческих заданий. В кабинете на каждого ученика имеются хрестоматии по истории, сборники правовых документов, раздаточные материалы.

4.Мониторинг степени обученности.

           Отвечая на вызовы времени, в своей работе использую многоуровневую систему мониторинга обученности, в которой сравнение происходит с предыдущими показателями ученика.

Система критериев строится на основании требований к  профильному уровню подготовки выпускника:

  • ? уровень знания и понимания: фактов, явлений, процессов; взаимосвязей и особенностей; систем взаимодействия; норм и мотивов человеческого поведения;
  • ? уровень умений: умение проводить комплексный поиск информации, отражать ее в разных знаковых системах; интерпретировать и оценивать; различать факты, мнения, описания, гипотезы и теории; систематизировать;
  • ? компетентностный уровень: способность использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

          Если задания первого и второго уровней строятся на  программном  материале профильного содержания, то  для диагностики компетентностного уровня использую проектные задания, требующие обработки новой информации и устной защиты полученных результатов; исследовательскую деятельность, социальную практику.

 Учащиеся профильных классов сдают экзамены в конце первого полугодия и учебного года. В качестве экзамена за полугодие предлагается  форма защиты групповых социальных проектов, направленных на реализацию в школьной жизни; защита исследовательских работ. При определенных условиях засчитывается «Портфолио работ» ученика как результат экзамена. Например:

Перечень зачетных мероприятий для оценки достижений ученика профильного социально-гуманитарного класса за первое полугодие 2007-2008 учебного года.

Позиции

Мероприятия

 

Баллы

 

Участник

Призер   (победитель)

Предметные олимпиады по истории, обществознанию, праву.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады

3

7

Школьная олимпиада

2

4

 

 

 

 

Конкурсы

«Знаток истории»

Региональный этап

3

7

«Молодежный чемпионат»

Региональный этап

2

5

Учебно-исследовательских работ (в 1 полугодии — школьный этап)

5

10

Интеллектуальные игры

Школьный этап

3

5

Муниципальный этап

5

10

Учебные проекты

Школьный этап

от 4 до 10

Конкурс социальных проектов

Школьный этап

 

10

20

По результатам портфолио при наборе 55 и более   баллов учащийся может претендовать на освобождение от сдачи экзамена за  полугодие и год в 10 классе и за первое полугодие в 11 классе по истории или обществознанию.

  Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико — ориентированного обучения. Существенное значение портфолио придает планированию и оцениванию учащимися своих образовательных результатов.