В помощь родителям
10 принципов эффективного общения, которые помогут выстраивать взаимодействие учителя с родителями и родителей с учителями:
- Уметь настроиться на эффективное общение.
- Уметь говорить.
- Уметь слушать и слышать.
- Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них.
- Уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения.
- Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.
- Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.
- Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить «нет».
- Уметь признавать свои ошибки и извиняться.
- Уметь показывать своё расположение и благодарить.
Основные условия эффективного взаимодействия родителей с педагогом:
- Предварительная договорённость о встрече.
- Позитивная установка.
- Чёткое формулирование позиции, мнения.
- Выбор наиболее значимых аргументов (при необходимости аргументация специалистов.
- Использование позитивной тактике общения при беседе, убеждения (спокойный, доброжелательный тон).
- Визуальный контакт.
- Располагающие (позитивные) невербальные сигналы (мимика, жесты, поза).
- Повторение главной мысли и аргументов: внимательное выслушивание противоположной позиции.
- Исключение обвинений, указаний на ошибки, некомпетентность и т.д.
- Предложения совместного решения проблемы.
- Благодарность за внимание и понимание.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся:
- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время.
- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать, это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
- Не спешите с выводами. Обдумывайте всё то, что вы услышали от родителей.
- То о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учителей, учащихся.
- Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
- Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
- Если педагог в какой-то проблеме или ситуации не компетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить обратиться за консультацией к специалистам.
Безусловно, любые отношения, любое взаимодействие людей, даже родных, «выстраивается«. Есть ещё и общие принципы, но это не правила. Правила, как вы знаете, подразумевают и предписывают определённый (только такой) вариант поведения, принципы дают общее направление, возможные варианты, основу, на которой строится эффективное взаимодействие.